Регистрация
 

Версия для слабовидящих
Сейчас на сайте: 1

«Роль имён прилагательных в тексте»

Разработка урока русского языка в 6 классе

Цели урока: помочь учащимся понять роль имён прилагательных в русском языке; развивать исследовательские и коммуникативные умения; создать условия для формирования убеждения в том, что красивая и образная речь – обязательная черта современного человека, прививать интерес к родному языку, повышать общую культуру школьников.

Тип урока: урок обобщения изученного материала, урок развития речи.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска SMART Board, презентация к уроку, маршрутные листы урока (по рядам), сигнальные карандаши, справочные материалы учебника по теме «Типы речи».

Формы и методы обучения: фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: учащиеся научатся определять роль прилагательных в тексте и использовать их в собственной речи, получат возможность научиться умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развитие монологической речи; умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи; анализ, переработка и сравнение информации; владение основами самоконтроля, самооценки; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

личностные: формирование мотивации к обучению и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; осознание роли слова в формировании и выражении мыслей.

Ход урока

Организационный этап

[Презентация: слайд 1]

– Сегодня я принёс в подарок вот эту картину. Смотрите, она исчезла. Попробуем эту картину восстановить. Я думаю, если вы будете хорошо работать на уроке, то она появится. Договорились?

Художник берет в руки кисть, накладывает на полотно мазок за мазком, и пейзаж оживает. А вы знаете, что рисовать можно не только красками, но и словами? Не верите? Читайте и слушайте.

Формулирование темы и целей урока

[Слайд 2]

– Получилась картина? Нет? Не очень? А теперь попробуем восстановить текст. Какие слова мы должны вернуть в стихотворение?

Учащиеся восстанавливают текст и выразительно читают стихотворение.

[Слайд 3]

– Какой вариант вам нравится больше? Почему? Какие слова помогли вам увидеть берёзу, созданную поэтом?

– Как можно определить тему нашего урока?

[Слайд 4]

Учащиеся записывают тему урока в маршрутные листы.

Актуализация знаний

– Почему именно прилагательные помогли поэту создать яркий образ зимней красавицы-берёзы?

– Вспомним, что вы знаете об имени прилагательном.

Учитель читает утверждения – учащиеся показывают карандаши: синий – правильно, красный – неправильно.

– Имя прилагательное обозначает действие предмета.

– Прилагательное отвечает на вопросы какой? как?

– Имя прилагательное в предложении чаще всего играет роль определения.

– Качественное прилагательное имеют полную и краткую форму.

– Относительное прилагательное имеет степень сравнения.

– Притяжательное прилагательное отвечает на вопрос какой?

– Прилагательное не изменяется по родам.

Появляется первая часть картины.

[Слайд 5]

– Смотрите, картина возвращается на полотно, значит, мы правильно определили признаки прилагательного.

Итак, предметы называют имена существительные... Но мало назвать окружающие нас предметы, нужно суметь отличить их друг от друга. И первые помощники людям в этом деле – прилагательные.

Попробуем определить, с какой целью употребляются прилагательные в данных текстах. Сформулируйте порядок работы с текстом. Работаем в парах, можно использовать учебник, совещаться с соседями и консультироваться с учителем.

Изучение нового материала

В маршрутных листах представлены три разных текста об одном и том же предмете: научного стиля (выделение из числа однородных предметов), художественного стиля (создание образа, живописной картины), разговорного стиля (выражение отношения говорящего к предмету разговора).

Формулируют цели работы в группах

Определить, с какой целью употребляются имена прилагательные в данных текстах.

Выбор способа деятельности

Как можно выявить значение прилагательных в тексте?

Составляют план работы

1. Прочитать текст.

2. Определить стиль речи, тип речи.

3. Найти прилагательные в тексте (вспомнить признаки прилагательного).

4. Проверить гипотезу (убрать прилагательные из текста, а потом сравнить с исходным вариантом).

5. Сделать вывод.

Каждая группа работает со своим текстом: он выделен курсивом.

– Ответ по каждому заданию кратко запишите в таблице.

Оформление результатов 

[Слайд 6]

На экране общая схема, которая постепенно заполняется. Представители каждой группы читают ответы по заполненной таблице. На экране появляются части таблицы в соответствии с ответами учащихся.

Общий вывод

Имена прилагательные выполняют в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта функция зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой.

Это благодаря прилагательным утро становится солнечным и добрым, книжка – интересной и увлекательной, задачка – лёгкой, а ученик – умным и сообразительным.

[Слайд 7]

– Смотрите, картина возвращается на полотно, значит, мы правильно определили роль прилагательного в тексте.

Физкультминутка

Первичное осмысление и закрепление

Прилагательное характеризует предмет, добавляя к нему признак, делает речь более красочной и образной. И вот тут возникает еще один вопрос: а так ли уж необходима нам эта образность речи?

Учащиеся выполняют тренировочное упражнение 1 в маршрутных листах.

Вывод: прилагательные в тексте не только помогают нарисовать живую картину действительности, но и выразить своё отношение к ней.

А какое отношение к зимнему пейзажу мы выразили в этом тексте?

[Слайд 8]

– Смотрите, картина возвращается, значит, мы правильно исправили текст.

В художественном тексте часто используются особые средства художественной выразительности. Какие средства выразительности называются эпитетами?

Учащиеся выполняют тренировочное упражнение 2 в маршрутных листах. Двое учащихся выполняют данное упражнение на интерактивной доске (см. документ «Снег.notebook»).

– В каком случае мы использовали прилагательные-эпитеты?

[Слайд 9]

Смотрите, картина возвратилась на полотно, значит, мы правильно определили эпитеты.

Итак, прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных. Но употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Имена прилагательные делают текст образным, живописным. Они помогают передать и авторскую оценку, отношение к изображаемому предмету. Если существительные и глаголы – это скелет высказывания, то прилагательные – это его душа, возможность сделать речь особенной, яркой, запоминающейся.

Закрепление изученного в самостоятельной работе

Попробуем и мы передать свое впечатление от зимнего пейзажа. Вспомните, какое настроение появляется у вас, когда выпадет первый снег, или когда вы играете с ребятами во дворе в снежки, или просто гуляете по зимнему лесу… А поможет вам вспомнить эти ощущения наша картина.

Учащиеся выполняют творческую работу в маршрутном листе.

– Кто хочет поделиться своими впечатлениями о зиме? Слушаем…

– А это мои впечатления о зиме.

Синие глаза зимы. …Сколько песен сложено народом про порошу да метелицу, сколько стихов посвящено поэтами красавице «в белом сарафане из серебряной парчи», а нам всё мало. Умоется она на утренней морозной зорьке рассыпчатым снежком, разрумянится, улыбнётся, поведёт синими очами из-под опушённых инеем ресниц, выпуская из рукава снегирей да синиц, и мы готовы об заклад биться, что до нас её в такой красоте ещё никто не видел. (По Н. Рыленкову)

Поведение итогов урока

Учащиеся проговаривают цели и результаты урока.

Домашнее задание

[Слайд 10]

Рефлексия

– Если вам было интересно на уроке – поднимите синие карандаши, если не очень и не все понятно – красные.

Реакция на итоги рефлексии.

Комментированное выставление отметок

Комментарии: